Сыктывкар в период 1926 — июнь 1941 года. Промышленное развитие

Преодолев трудности восстановительного периода, советский народ приступил к коренной перестройке всей социально-экономической системы страны. Исходя из ленинского плана построения социализма в СССР, партия определила основные направления создания нового общества. Состоявшийся в декабре 1925 года XIV съезд ВКП (б) провозгласил курс на социалистическую индустриализацию СССР, чтобы подвести под все отрасли народного хозяйства современную промышленную базу. Ленинский кооперативный план лёг в основу решений XV съезда партии (декабрь 1927 года), который в качестве основной задачи в деревне выдвинул коллективизацию сельского хозяйства. Одновременно необходимо было провести огромную работу по осуществлению культурной революции, создать новую социалистическую культуру. Задачи построения основ социалистического общества в нашей стране были выполнены в годы первой (1928/29 — 1932/33) и второй (1933—1937) пятилеток. Выполнение плана третьей пятилетки, утверждённого XVIII съездом партии в 1939 году, знаменовало собой начало нового этапа в истории советского общества — этапа строительства развитого социализма. Основной задачей в области национального строительства в годы довоенных пятилеток было преодоление фактического неравенства национальных районов, быстрый подъём их экономики. В Коми автономной области курс на социалистическую реконструкцию народного хозяйства требовал создания современного промышленного производства. Было намечено ускорить развитие лесной и деревообрабатывающей промышленности, увеличить выпуск лесоэкспортной продукции. Планировались реконструкция и строительство предприятий промышленности и стройматериалов, лёгкой и пищевой промышленности, а также развитие транспорта и других отраслей народного хозяйства. После XIV съезда ВКП (б) возросли темпы промышленного строительства в Сыктывкаре *. Индустриальным первенцем города стал 2-рамный лесопильный завод, пущенный в эксплуатацию в августе 1926 года. В 1927 году была установлена третья лесорама. Древесина обрабатывалась на станках, которые приводились в движение локомобилем. Завод выпускал 5—6 тысяч кубометров пиломатериалов в год. Партийная организация, возникшая в марте 1927 года (секретарь С. П. Томашевский, член партии с апреля 1917 года), вела организаторскую и разъяснительную работу по быстрейшему освоению производственных мощностей. В 1928—1930 годах завод перевели на выпуск экспортной продукции, и две старые лесорамы были заменены на скоростные, а также установлены второй локомобиль, новые станки, устроены дроворезка, бревнотаска, бревенный элеватор. Производственная мощность рамосмены увеличилась до 53 кубометров. Весной 1931 года началось строительство второго лесозавода. Сыктывкарский горком партии направил на стройку коммунистов и создал там партийную организацию. Более 100 комсомольцев послал областной комитет ВЛКСМ. * 26 марта 1930 года в связи со 150-летием города Постановлением Президиума ЦИК СССР Усть-Сысольск был переименован в город Сыктывкар (в переводе на русский язык — «город на Сысоле»). В 1933 году газеты «Югыд туй» и «За новый Север», опубликовали обращение слета ударников, рабочих и инженерно-технических работников лесозавода «Ко всем колхозникам, трудящимся единоличникам Коми области» с призывом прийти на строительство лесозавода. К середине 1934 года на строительстве уже работало 1300 человек. Большую помощь в возведении завода оказали специалисты и квалифицированные рабочие Архангельска, Ленинграда и других городов. Специалисты из Электропрома и монтёры Ленинградского турбостроительного завода под руководством И. Ф. Пашкевича и Ф. М. Шпарковского помогли смонтировать турбину, электрооборудование, передали свой опыт местным работникам В. Д. Попову, Ф. Н. Филеву и другим. В марте 1936 года лесозавод № 2 дал первую продукцию. В 1937 году оба лесозавода (в дальнейшем они называются Сыктывкарским лесозаводом) выпустили 112 тысяч кубометров пилопродукции. Быстрое возведение деревообрабатывающего предприятия в городе стало возможным благодаря постоянной заботе Советского государства о развитии национальных районов. Только за 1929—1936 годы в эту отрасль промышленности области было вложено 7,5 миллиона рублей. В годы третьей пятилетки производственные мощности лесозавода увеличились почти на 30 процентов. Возросло количество металлорежущих и деревообрабатывающих станков, появились электросварочные аппараты и другие механизмы. В 1940 году завод имел 12 автолесовозов и автомашин. За три года на расширение производства было вложено 1,1 миллиона рублей. В последнем предвоенном году завод выпустил 144,1 тысячи кубометров пиломатериалов, или в 24 раза больше, чем в 1927/28 году. Численность постоянных рабочих за этот же период возросла с 49 до 406 человек. В эти годы большую организаторскую работу вели директоры И. А. Рочев, И. Ф. Михайлов, парторги Т. Н. Завьялов, Ф. Ф. Лаптев, комсорг Д. И. Михайлов и другие. Лесозавод стал крупным по тому времени предприятием деревообрабатывающей промышленности республики. В 1931 году начал работать шпалозавод треста Комилес. В 30-х годах он выпускал до 15 тысяч кубометров продукции в год, для потребностей Северного края и на экспорт. Одновременно горкомхоз построил шпалорезку в Тентюково, дававшую для городского хозяйства 5—6 тысяч кубометров строительного материала в год. Хозяйство Сыктывкара приобрело лесопромышленный профиль. Началась реконструкция областной типографии. В годы первой пятилетки она получила три новые полиграфические машины. В 1932 году здесь работало 15 машин, в том числе 9 печатных станков. Во второй пятилетке открылись мастерские: переплетно-брошюровочная, цинкографии, штемпельно-гравёрная. В третьей пятилетке типография получила пять новых полиграфических машин. В 1939 году было произведено продукции (в денежном выражении) в 8,7 раза больше, чем в 1928 году, а среднегодовое число рабочих увеличилось с 47 до 168. Развернувшееся в городе строительство требовало все больше кирпича и других строительных материалов. Кустарный Дырносский завод вырабатывал всего 400—450 тысяч штук кирпича в год. Кирпич изготовлялся вручную и только в летне-осенний сезон, что не удовлетворяло растущей потребности в нём. В 1929 году по решению облисполкома началось строительство нового Дырносского кирпичного завода. За 1929—935 годы в его возведение и расширение было вложено более 800 тысяч рублей. Выпуск кирпича увеличился до 3,6 миллиона штук в 1937 году, в 8 раз превысив уровень 1928 года. Часть кирпича производилась заново оборудованным цехом в Кочпоне. Дырносский завод в предвоенные пятилетки был главным поставщиком кирпича городу. С развитием речного грузового и пассажирского транспорта создавалась новая отрасль промышленности — судоремонтно-судостроительная. В 1931 году началось строительство судоремонтных мастерских затона «Красный водник» Северного управления речного пароходства (СУРП) для ремонта части судов Вычегодского бассейна. Оно велось ускоренными темпами. На стройке работало более 390 человек. Уже с 1932 года мастерские стали ремонтировать суда. Осенью 1934 года затон с правого берега Сысолы (напротив города), где судам угрожали весенние ледоходы, был перенесён за 9 километров от города. Почти на пустом месте были возведены производственные и хозяйственные постройки: силовая станция, котельная, кузница, механический, литейный и деревообделочный цеха, склады, жилые дома, столовая, амбулатория, школа, детсад. Зимой 1935/36 года затон отремонтировал 61 речное судно и по итогам выполнения плана занял второе место среди затонов СУРПа. В 1939 году мастерские и цеха затона «Красный водник» выполнили работ в шесть раз-больше, чем в 1932 году. В годы первой пятилетки появилось другое предприятие по обслуживанию речного транспорта — центральные ремонтно-механические мастерские (ЦРММ) треста Комилес. Вместе с ЦРММ рос поселок Заречье. В начале 1941 года рядом с судо¬ремонтными мастерскими затона «Красный водник» начались подготовительные работы по строительству Вычегодской судоверфи. В ходе промышленного строительства создавалась энергетическая база города. С пуском при лесозаводе в 1926 году новой 125-киловаттной электростанции производство электроэнергии увеличилось в 3 раза. Основным ее потребителем был лесозавод. Одновременно улучшилось освещение сыктывкарских учреждений, организаций, жилых домов. В 1927 году небольшая электростанция была построена в пригородном совхозе «Нижний Чов». Но уже в начале 30-х годов в связи с промышленным и жилпщно-коммунальным строительством стал ощущаться острый недостаток в электроэнергии. Проблема несколько разрешилась после пуска в 1936 году при лесозаводе новой электростанции мощностью 1000 киловатт. В годы третьей пятилетки здесь были установлены дополнительные агрегаты мощностью 500 киловатт. В 1940 году город получил 5825 тысяч киловатт-часов электроэнергии. Путём кооперирования кустарей развивалась пищевая и лёгкая промышленность. В 1930 году из 464 кустарей более половины состояло в артелях. В годы второй пятилетки обобществление мелкотоварных хозяйств ремесленников полностью завершилось, что явилось важным социалистическим преобразованием в экономике города. Одновременно мелкие артели объединялись в более крупные многоотраслевые предприятия. Например, в 1934 году на базе артелей «Октябрь» и «Заря» возник новый производственный кооператив «Звезда», включавший производства: сапожное, швейное, булочное, безалкогольных напитков, крашение, ремонт часов и др. В 1935 году кооператив имел 13 мастерских и цехов, в которых было занято 134 человека. С ростом производства и укреплением материально-финансового положения многоотраслевых артелей во второй половине 30-х годов от них стали отделяться самостоятельные специализированные кооперативы: «Пищевик», «Красный сапожник», «Красная гора» (производство мебели). В годы третьей пятилетки были созданы государственные предприятия пищевой и легкой промышленности: мясокомбинат, хлебокомбинат и горпромкомбинат, в которые перешла работать значительная часть членов производственных кооперативов. В соответствии с решениями XVII областной партконференции (март 1940 года) шестая сессия горсовета в январе 1941 года приняла постановление «Об увеличении производства товаров широкого потребления и продовольствия из местного сырья», которое обязывало артели и горпромкомбинат разработать ассортимент товаров, исходя из потребностей трудящихся. Было принято также решение о постройке 11 новых мастерских. Из них перед войной 2 вошли в строй и 4 достраивались. Предприятия местной промышленности и промкооперации, освоив новые виды продукции, в первой половине 1941 года выпустили промышленных изделий на 39,5 процента больше, чем за тот же период 1940 года. За годы довоенных пятилеток в Сыктывкаре были заложены основы современного промышленного производства. В 1940 году валовой объём промышленной продукции (в ценах 1926/27 года) составил 12,8 миллиона рублей, или возрос по сравнению с 1927 годом более чем в 50 раз. В связи с промышленным развитием и необходимостью подъёма жилищно-коммунального хозяйства города в годы первых пятилеток постоянно увеличивался объём строительных работ, которые выполнялись трестами Стройобъединение и Коммунжилстрой, а с марта 1933 года — возникшей на их базе строительной организацией Горстрой, подведомственной городскому отделу коммунального хозяйства. За 1929—1940 годы только зданий общественного назначения было построено около 50. В строительстве серьезные трудности испытывались из-за большой текучести рабочей силы, нехватки квалифицированных рабочих, недостатка строительных материалов и слабой механизации работ. В 1936 году Горстрой имел всего 2 электроподъёмника, 3 автомашины, 5 простых кранов, одну растворомешалку. Большинство работ выполнялось вручную. Новое строительство хозяйственным способом велось также и самими предприятиями и учреждениями. Несколько домов возвёл существовавший до 1938 года жилищно-строительный кооператив «Пионер». Областная и городская партийные организации, местные органы власти помогали преодолевать трудности в городском строительстве. Так, благодаря мерам, принятым бюро Коми обкома ВКП (б) в 1933 году, улучшились финансирование строек и их снабжение местными стройматериалами, вводилась прогрессивная оплата труда. Шестая городская партконференция (июнь 1938 года) обязала горком партии взять под повседневный контроль важнейшие стройки города, предложила увеличить партийно-комсомольскую прослойку среди рабочих. Это позволило улучшить организацию строительных работ, удешевить их стоимость, пополнить кадры постоянных рабочих. В 1940 году объём работ, выполненных Горстроем (в денежном выражении). увеличился по сравнению с 1938 годом в 2,9 раза. Слабым звеном в экономике области и города оставался транспорт. Трудно было поддерживать в проезжем состоянии старые грунтовые дороги, не хватало техники. Большая часть грузоперевозок осуществлялась по Мурашинскому тракту, который связывал Сыктывкар с железнодорожной станцией Мураши. В начале 30-х годов в городе появились автомашины. По мере увеличения их числа рос объём грузов, перевозимых автомобильным транспортом. В начале 1941 года в городе насчитывалось 453 грузовые автомашины марок ЗИС-5 и ГАЗ-АА. находившиеся в эксплуатации у разных ведомств. Если в 1934 году автотранспортом было перевезено 68,8 тысячи тонн грузов,— то в 1940 году — 261,3 тысячи. Сыктывкар рос и как речной порт. Грузооборот городской пристани увеличился с 43 тысяч тонн в 1929 году до 134,6 тысячи тонн в 1940 году. Общая длина эксплуатационной речной линии, обслуживаемой пристанью, достигла 145 километров. Зарождался новый вид транспорта — воздушный. В 1929 году прибыли первые самолёты. В 1930 году открылась линия Сыктывкар — Котлас — Архангельск. Путь до Архангельска сократился с нескольких суток (пароходом) до 6 летных часов. В 1932 году стала действовать местная авиалиния Сыктывкар — Усть-КуломТроицко-Печорск. В третьей пятилетке имелась воздушная связь с Ижмой, Усть-Цильмой, Ухтой, Абезью, Усть-Усой, Косланом, Мурашами, Котласом, Кировом. Открылась авиалиния Сыктывкар — Воркута. Развитие промышленности города обусловило рост численности рабочих: в 1927/1928 году насчитывалось 106, в 1940 году — более 2900 промышленных рабочих, из которых свыше 2600 работали на государственных предприятиях, остальные на кооперативных. Наиболее крупные рабочие коллективы сложились на лесозаводе, в механических мастерских затона "Красный водник», в типографии. Коллективы формировались преимущественно из крестьянской молодёжи. В 1936 году только на двух предприятиях имелись рабочие со стажем свыше 5 лет: на лесозаводе — 7,4 процента, в типографии — 24,3 процента. Низкий производственный стаж объяснялся молодостью самих предприятий, а также текучестью кадров из-за неудовлетворительных жилищных, культурно-бытовых условий, сезонности некоторых видов работ. Не хватало квалифицированных рабочих. Предприятия постоянно прибегали к вербовке рабочей силы из крестьян. Например, в 1936 году лесозавод нанял сезонных рабочих в пяти районах республики. Администрация завода отмечала, что вербованные колхозники в большинстве отличались дисциплинированностью и сознательным отношением к работе, за что были премированы как сами работавшие, так и направившие их колхозы. Сезонники работали в водном цехе на выкатке и погрузке леса. Часть сезонников, работавших на городских предприятиях, переходила в кадры постоянных рабочих. Большая часть рабочих из местного населения не порывала ещё связи с сельским хозяйством, не сразу привыкала к заводской обстановке. Постепенно формировались кадры строительных рабочих. В январе 1937 года на всех стройках города было занято более 1000 человек, в том числе 890 рабочих, 49 инженерно-технических работников. Значительная часть рабочих являлась сезонниками. В сентябре 1937 года Президиум Исполкома Коми АССР принял специальное постановление «О состоянии городского строительства», в котором перед Горстроем была поставлена задача довести кадры постоянных рабочих до 400 человек. В 1940 году их число достигло 430. Число работников, занятых на всех видах транспорта, возросло к 1940 году до 2,3 тысячи человек. Кадры рабочих складывались в основном из лиц коренной национальности. В конце 1936 года на Дырносском кирпичном заводе коми составляли 70 процентов, в типографии — 80,6 процента, на лесозаводе — свыше 90 процентов. Вместе с тем рабочий класс города уже тогда формировался как многонациональный. Потребность в квалифицированной рабочей силе можно было удовлетворить только путём создания системы их профессиональной подготовки. Профессионально-техническое обучение осуществлялось через индивидуальное и бригадное ученичество непосредственно на производстве, на курсах, в кружках по повышению квалификации, в специальных школах. В 1932 году для рабочих было введено обязательное овладение техминимумом. В последующее время предприятия и организации регулярно пользовались разными формами профтехподготовки. Например, стахановцы на стройках методом индивидуального и бригадного ученичества подготовили в 1936 году 66 штукатуров, плотников, каменщиков; одновременно в кружках технической учебы повышали квалификацию 150 строительных рабочих. Постоянно действовали курсы при речной школе ученичества в затоне «Красный водник» и на пристани «Сыктывкар». В 1931 году была организована профтехшкола Облсобеса для подготовки слесарей и столяров, где в 1937 году, например, обучалось 30 человек. В 1934 году для подготовки шоферов открылись курсы и автошкола. Техников гражданского и дорожного строительства с 1930 года готовил строительный техникум. Основной формой подготовки молодых квалифицированных рабочих являлось обучение в школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Первая такая школа открылась при лесозаводе в 1930 году. Она готовила пилоставов, машинистов, слесарей, рамщиков, обрезчиков, браковщиков. Школы были постоянной базой для пополнения национальных кадров рабочих. В конце первой пятилетки учащиеся коми национальности составляли в школе ФЗУ при лесозаводе 86 процентов, в речной школе — 92 процента. Большинство учащихся были выходцами из крестьян, Только во второй пятилетке школа ФЗУ выпустила 241 квалифицированного рабочего. Сыктывкарская речная школа при затоне «Красный водник» за это время дала транспорту 282 судомашинистов, судомехаников, гидротехников. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР» от 2 октября 1940 года в Сыктывкаре были организованы школы фабрично-заводского обучения № 1 (готовила строительных рабочих), № 2 (готовила рабочих для лесной и деревообрабатывающей промышленности) и ремесленное училище речного транспорта. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении и, кроме того, получали определенную часть заработка при выполнении производственных заказов. Уже первый выпуск этих школ в мае 1941 года дал предприятиям и организациям города и республики 589 молодых квалифицированных рабочих. Претворяя в жизнь курс партии на коллективизацию, партийные и советские органы Сыктывкара добивались объединения единоличных хозяйств крестьян в самом городе, а также в Тентюково, Кочпоне и других пригородных селениях. В 1927—1928 годах возникли первые сельскохозяйственные артели. В 1929 году было 3 коммуны, 11 мелких сельхозартелей. Создание колхозов проходило в острой борьбе с остатками эксплуататорских классов, частнособственнической психологией крестьянина. Однако возрастающая помощь государства коллективным хозяйствам, политика вытеснения кулака и первые достижения самих колхозов убеждали единоличника в преимуществах коллективного ведения хозяйства. Одним из инициаторов создания колхозов был кирульский коммунист М. Н. Харапов. В начале 1930 года он обратился в обком партии и горсовет с письмом о желании крестьян объединиться в крупные сельскохозяйственные артели. Такие колхозы — «Коммуна югöр» («Заря коммунизма»), «Ыджыд вын» («Большая сила») и «III Интернационал» — были организованы с началом массовой коллективизации. В октябре 1934 года на территории Тентюковского сельсовета было коллективизировано 190 хозяйств, Кочпонского сельсовета — 117, в самом городе — 72. В 19351936 годах окончательно сложились 7 колхозов: имени Кирова, имени VII съезда Советов, «Октябрь», «КИМ», имени Сталина, «Ыджыд вын», имени К. Маркса. В 1939 году 98,7 процента крестьян города с пригородом были членами сельхозартелей, что явилось важным итогом глубоких изменении в социальной природе крестьянства. В 1940 году колхозы имели 3 трактора, 10 молотилок, 10 жаток, 52 сенокосилки. Их посевные площади по сравнению с 1932 годом возросли почти в два раза и достигли 734 гектара. Площадь под картофелем и овощами только за последние пять предвоенных лет увеличилась на 140 гектаров, что в значительной степени обеспечивало потребности города в овощах. Поголовье крупного рогатого скота в 1940 году составляло 1199 голов и превышало уровень 1931 года более чем в три раза. Окрепли хозяйства совхоза «Нижний Чов» и совхоза НКВД, организованного в 1931 году. В овощном хозяйстве горсовета и в совхозе «Нижний Чов» насчитывалось 244 рабочих, 7 инженерно-технических работников. В ходе социалистических преобразований укреплялось новое отношение к общественному труду. Это прежде всего наиболее ярко проявилось в социалистическом соревновании. Промышленные рабочие первыми откликнулись на обращение XVI Всесоюзной партийной конференции от 29 апреля 1929 года и постановление ЦК партии «О социалистическом соревновании фабрик и заводов» от 9 мая 1929 года. За ними все коллективы трудящихся города поддержали всенародный патриотический лозунг «Пятилетка в 4 года». В мае 1929 года комсомольцы и молодежь лесозавода призвали молодых рабочих области укрепить трудовую дисциплину, повысить качество продукции, снизить её себестоимость. С 1930 года рабочие предприятий стали заключать договоры о соцсоревновании. Рабочие строящегося Дырносского кирпичного завода в августе 1930 года через газету «За новый Север» вызвали на соревнование рабочих и служащих городской строительной конторы. В областной типографии развернулось соревнование между цехами, а в цехах — между рабочими. Коллектив типографии вызвал также на соревнование типографских рабочих села Ижма и города Кудымкар. Выполнив план 1930 года на 123 процента, рабочие областной типографии взяли на новый год повышенные обязательства. Партийные организации постоянно обобщали итоги соревнования, распространяли передовой опыт, укрепляли трудовую дисциплину. Движение передовиков возглавляли коммунисты и комсомольцы. Так, бригада плотников на строительстве лесозавода под руководством коммуниста С. В. Коданева в 1931 году, обсудив выполнение производственных заданий, создала ударную бригаду, приняла социалистические обязательства, в которых основное внимание уделялось «борьбе за качество, не снижая количественных показателей». В коллективе были изжиты простои, прогулы, текучесть кадров, повысилась производительность труда. Коллективы ряда предприятий принимали встречные производственные планы. В ходе соцсоревнования в начале 30-х годов отдельные передовые рабочие пересматривали нормы выработки в сторону их увеличения. Внедрялся бригадный метод работы, многие бригады стали строить свою работу на основе хозрасчета. Коллектив лесозавода, обсудив в цехах, сменах, на общезаводском собрании план 1931 года, предложил встречную производственную программу. В ходе её выполнения возникло 20 ударных бригад, более половины рабочих завода стали ударниками. Среди них женщины составляли 34,8 процента, молодежь до 23 лет — 48,4 процента. В итоге выпуск продукции по сравнению с предыдущим годом увеличился на 30 процентов, простои сократились на 21 процент. Рабочие механического цеха лесозавода призвали всех рабочих объявить май 1932 года ударным, закрепиться на производстве до конца второй пятилетки, перевести все бригады на хозрасчёт. В августе на заводе работали 22 хозрасчётные бригады. В затоне «Красный водник» ещё в 1931 году после детального обсуждения плана зимнего судоремонта было организовано 8 хозрасчётных бригад, которые вступили в соцсоревнование. Рабочие боролись за экономию сырья и материалов, улучшение количественных и качественных показателей выполнения промфинплана. Это позволило повысить производительность труда, снизить себестоимость ремонта, сэкономить к апрелю 1932 года 15 тысяч рублей. Несмотря на недостатки, характерные для хозрасчёта в этот период, он сыграл положительную роль в преодолении уравниловки и обезлички, улучшении организации труда и в целом работы предприятий. В конце 1935 года в стране возникло стахановское движение — качественно новая ступень социалистического соревнования за пересмотр технических норм, эффективное использование техники, за рациональную организацию труда, резко повышающую его производительность. 26 ноября 1935 года газета «За новый Север» сообщила о первых рабочих Сыктывкарского лесозавода, значительно перекрывших на основе стахановских методов дневную норму выработки: комсомолец И. Юркин — в 5 раз, И. Овчинников и Д. Изъюров — более чем в 2 раза. Инициатором стахановского движения в типографии был наборщик, комсомолец Алексей Попов. За смену он выполнял более двух норм. В начале 1936 года в типографии работали уже 22 стахановца. В затоне «Красный водник» многие рабочие выполняли по 3—4 нормы в смену. Впереди были коммунисты и комсомольцы: В. П. Сорвачёв, В. П. Артемьев, Д. И. Коданев, Н. И. Мещеряков и другие. Среди строителей в конце 1935 года было 59 стахановцев и ударников, а в декабре 1936 года только стахановцев насчитывалось 75. Расширялось движение рационализаторов и изобретателей. В октябре 1935 года горсовет рассмотрел вопрос о развитии рационализаторства на предприятиях, в организациях и учреждениях Сыктывкара и в 10 из них организовал специальные комиссии для содействия этому делу. В том же году на лесозаводе из 28 рацпредложений было внедрено 17. В Горстрое в 1936 году поступило 22 предложения, внедрение трёх из них дало экономию в сумме 23 тысяч рублей. Трудящиеся республики стремились хорошими показателями встретить XVIII съезд ВКП (б), а также XX годовщину со дня образования Коми автономной области. На общих собраниях коммунисты и передовые рабочие брали новые обязательства, вносили предложения по улучшению работы предприятий. На предприятиях города в конце 1938 года было 396 стахановцев и 167 ударников. Появились стахановские бригады, смены, цехи. Вместе с рабочими города образцы социалистического отношения к труду показывали колхозники. Летом 1936 года в пригородных колхозах и совхозах насчитывалось более 40 стахановцев. Известны были передовики А. И. Базова, Е. П. Елькина, В. П. Кузькокова, А. В. Демина, X. П. Пасынкова и другие. Многие труженики сельского хозяйства, колхозы «Ыджыд вын», имени Кирова, совхоз НКВД и совхоз «Нижний Чов» стали участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Рос город, увеличивалась численность его населения. В декабре 1926 года в Сыктывкаре было 8420 человек (с пригородными селениями), в январе 1941 года — 32,4 тысячи. За 1926— 1940 годы население увеличилось в 3,8 раза. Успехи промышленного развития и победа колхозного строя изменили социальный облик города: исчезли эксплуататорские элементы, сформировались социалистические, дружественные друг другу группы населения — рабочие, колхозники, советская интеллигенция. Удельный вес рабочих в общей численности населения возрос с 1,4 процента в 1926 году до 14 процентов в 1939 году, то есть в 10 раз. За это же время доля крестьян (вместе с членами семей) уменьшилась в 5,6 раза — с 56 процентов в 1926 году до 10 процентов в 1939 году. Высокий процент среди населения составляли служащие, занятые в республиканских и городских учреждениях и организациях, в сфере обслуживания, здравоохранения, народного образования, культуры. Значительной в общей численности населения была доля учащихся, которых в марте 1940 года во всех учебных заведениях города обучалось 6,8 тысячи человек. В предвоенные годы Сыктывкар из небольшого городка, население которого в основном было занято в сельском хозяйстве и на небольших предприятиях кустарного типа, превратился в промышленный центр Коми АССР. Экономический подъём стал основой коренных преобразований во всех сферах жизни трудящихся Сыктывкара.