Усть-Сысольск в 60–90 годы XIX века. Культура. Общественная жизнь

Городское приходское и уездное училища, возникшие в первой половине XIX века, долгие годы были единственными учебными заведениями в Усть-Сысольске. Учитывая потребности капиталистического развития и стремясь удовлетворить интересы подымающейся буржуазии и в какой-то мере запросы народных масс, правительство расширяет сеть учебных заведений как в уезде, так и в городе. Заметным событием в жизни города стало преобразование в 1870 году женского училища 2-го разряда в женскую прогимназию, где девочки — дети купцов, богатых мещан, чиновников — могли получить повышенное образование. В улучшении народного образования значительной была роль земства, в ведение которого перешли приходские школы ведомства государственных имуществ и уделов. В декабре 1887 года была открыта в слободке Нижнем конце (Тентюково) образцовая церковно-приходская школа. А несколько ранее, в сентябре 1882 года, в этой же слободке начало действовать второе приходское училище, в котором совместно обучались мальчики и девочки. В церковно-приходских двухклассных и одноклассных школах порядок и педагогическая практика зависели от духовного ведомства, которое ставило цель «утвердить в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания». В одноклассных школах занятия сводились к изучению «Закона Божьего», обучению навыкам церковного пения, чтения церковной и гражданской печати и письма, усвоению детьми начальных арифметических сведений. В двухклассных, в частности в Тентюковской, сверх этого сообщались «сведения из истории церкви и Отечества». В 1872 году из Яренска в Усть-Сысольск было переведено духовное училище. Часть окончивших это училище в дальнейшем работала учителями в школах города. Таким образом, к концу XIX века в Усть-Сысольске функционировали женская прогимназия, духовное училище, городское и два приходских училища и несколько церковно-приходских школ. Процент грамотных здесь был намного выше, чем в уезде. По переписи 1897 года грамотность в городе составляла 37,7 процента, а в уезде — 14,5 процента. Однако существовавшая система народного образования не удовлетворяла подлинных запросов жителей. Грамотность населения оставалась низкой. Половина городских детей школьного возраста ни в каких учебных заведениях не обучалась. В городе не было ни средних школ, ни профессионально-технических учебных заведений. В ещё более худшем положении находилось в городе народное здравоохранение. К началу деятельности земства больница в городе представляла собой жалкое заведение. Городская управа докладывала 28 сентября 1870 года земскому собранию, что «городская больница приказа общественного призрения была принята управой от совета больницы 30 апреля 1870 года, при приёме была найдена в следующем виде: больница устроена на десять кроватей, помещалась она в ветхом, полуразвалившемся деревянном общественном доме, маловместительном, неудобном и совершенно не соответствующем своему назначению». На этом же собрании решено было построить новую больницу. На содержание городской больницы определялось 3009 рублей в год. Поскольку со строительством больницы дело затягивалось, управа в июле 1877 года купила под больницу дом у купчихи Латкиной. Число больничных коек увеличилось до 30, а к концу XIX века всего лишь до 35. Это для города и уезда было, безусловно, крайне недостаточно, но всё же некоторые сдвиги в улучшении медицинского обслуживания наметились. Увеличились земские расходы на городскую больницу. В 80-е годы она укомплектовывается дополнительным штатом среднего медицинского персонала — тремя фельдшерами — и в ней устанавливается обязательное безотлучное дежурство фельдшеров. В 1883 году на службу было принято два лекарских ученика. По постановлению земского собрания от 23 октября 1895 года в городе Усть-Сысольске была открыта аптека отдельно от городской земской больницы. Видную роль в культурной жизни Усть-Сысольска играла публичная библиотека. По количеству книг библиотека долгое время занимала второе место в губернии (после Вологодской). К 1868 году в ней насчитывалось 2114 книг, в Вологодской — 2250, в Устюгской — 584, Тотемской — 498, Кадниковской — 380. Усть-Сысольская библиотека к началу 90-х годов XIX века насчитывала свыше 9000 томов, кроме того, в ней было собрано свыше 400 старинных рукописей, актовых материалов XVI— XVII веков, переписные, писцовые книги и прочие рукописные материалы по истории, этнографии, географии, экономике, статистике местного края. В 1892 году все эти рукописи были вытребованы для хранения в Петербургскую публичную библиотеку и ныне находятся в рукописном фонде Санкт-Петербургской библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Первой библиотекой в Усть-Сысольске пользовались только местные чиновники, купцы, богатые мещане и члены их семей. 18 июня 1899 года в Усть-Сысольске была открыта вторая библиотека. В её уставе говорилось, что «Усть-Сысольская народная библиотека-читальня учреждается в г. Усть-Сысольске Усть-Сысольской городской думой и имеет целью дать возможность всем, без различия пола, возраста, состояния, жителям города Усть-Сысольска и пригородных слобод и деревень на расстоянии 5 верст от города безвозмездно пользоваться книгами для чтения на дому, а также и в помещении библиотеки». Заботу о хранении, приобретении и выдаче книг взяли на себя учителя А. И. Забоева, А. С. Глушкова, М. М. Пуцято и А. А. Цембер. С момента своего основания библиотека приобрела популярность, за первые полгода существования ее посетило 605 человек, из них 138 женщин. За полгода было выдано 4237 книг: в том числе беллетристики и биографий — 1996, исторических и географических — 617, на естественно-историческую, сельскохозяйственную тематику и по ремеслам — 589 книг, духовно-нравственного содержания — 825 и т. д. Библиотекой пользовались 25 чиновников, 183 мещан и купцов, 69 крестьян и 328 учащихся. Культурная жизнь Усть-Сысольска не ограничивалась деятельностью библиотек. На страницах «Вологодских губернских ведомостей» в 1865 году сообщалось, что в Усть-Сысольске ежегодно в зимнее время возобновляются «благородные» общественные спектакли, ставятся различные пьесы. Особенно зрителям нравились пьесы А. Островского. «На усть-сысольской сцене,— сообщалось далее в „Ведомостях“, — с 1861 по 1865 год появились замечательные, талантливые актеры в лицах И. В. Меркулова и Е. М. Кичиной, что подтверждает и сознаёт вся усть-сысольская публика». Ставились пьесы русских драматургов, некоторые из них для этого даже переводились на коми язык. Эта традиция усть-сысольской интеллигенции продолжалась и в последующем. Заметную роль в культурной и политической жизни Усть-Сысольска во второй половине XIX века начали играть политические ссыльные. Это были, как правило, образованные люди. Они привозили с собой нелегальную литературу или получали её разными путями из других городов страны, знакомили с подпольными изданиями представителей местной интеллигенции. Известно, что многие из них в Усть-Сысольске увлекались произведениями Чернышевского, Добролюбова и Герцена. В 60-е годы XIX века в Усть-Сысольск высылаются участники польского восстания 1863—1864 годов. В начале 1863 года в город попадает П. И. Войнаральский. Здесь он продолжает революционную деятельность, распространяя среди местной интеллигенции запрещённую литературу. Начиная с 70-х годов в Усть-Сысольск ссылаются представители революционно-демократической интеллигенции, участники революционных народнических организаций. В июле 1873 года из Петербурга за антиправительственную деятельность и написание прокламации «Свобода, равенство, братство» был сослан в Усть-Сысольск И. И. Лебедев. 8 апреля 1875 года эта прокламация была снята полицией города с забора одного из домов. Она призывала граждан «встать в ряды защитников свободы, защитников народа от шайки подлецов… К оружию, граждане, к оружию! Долой тирана и подлых слуг его! Да здравствует свобода!». За составление и расклейку прокламации с призывом к восстанию И. И. Лебедев был вновь привлечён к суду и осуждён к каторжным работам, приговор затем заменён ссылкой в Сибирь. В начале 80-х годов беспокойство усть-сысольскому "полицейскому начальству доставляли политссыльные народники И. Аитов, С. Волков, Д. Смирнов, Е. Карпов. Уездному исправнику не раз случалось докладывать в Вологду, что ссыльные занимаются чтением книг, «сходясь в общую квартиру, куда посторонних не допускают», и что они, «увлёкшись этим, под конец могут распространить между здешними жителями преступные идеи». Свидетельством серьёзности занятий ссыльных является список книг, которыми они пользовались. Так, в списке книг революционера-народника, усть-сысольского ссыльного И. Аитова, которые были ему возвращены после пересмотра в губернском жандармском управлении, числится и «Капитал» К. Маркса. В 1879 году в числе шести усть-сысольских ссыльных был петербургский рабочий Семен Волков, принимавший активное участие в организации «Северного Союза русских рабочих». Спустя семь лет в Усть-Сысольск был выслан один из организаторов Морозовской стачки Василий Сергеевич Волков. Он скончался здесь в мае 1887 года от туберкулеза. Движение революционных «разночинцев», несомненно, оказало воздействие на общественное развитие национальных окраин России, в том числе и Коми края. Оно сыграло роль толчка в зарождении здесь передовой общественной мысли, носителями которой стали представители демократически настроенной части нарождающейся интеллигенции. Наиболее талантливым и ставшим широко известным уже в годы Советской власти был Иван Алексеевич Куратов — основоположник коми литературы, поэт и учёный. И. А. Куратов в апреле 1861 года, после окончания Вологодской духовной семинарии и непродолжительного периода жизни в Москве, переехал в Усть-Сысольск на должность преподавателя Усть-Сысольского приходского училища. Среди интеллигенции он нашёл людей, близких по взглядам и убеждениям, быстро сошелся с учителем истории и географии П. С. Кокшаровым, а также с В. Е. Кичиным, П. Л. Фрязиновским, высланным студентом П. И. Войнаральским — одним из будущих вдохновителей хождения в народ. Усть-сысольский период жизни И. А. Куратова был одним из самых плодотворных в его литературной деятельности. Поэт создал ряд замечательных стихотворений: «Тьма», «Самсон», «Уходящему 1865 году» и другие, значительно пополнил количество переведённых им стихотворений русских и западноевропейских поэтов. Здесь окончательно складываются его эстетические вкусы и взгляды на задачи искусства. Куратов изучает экономическое состояние Коми края, жизнь своего народа, собирает его устно-поэтическое творчество, трудится над созданием грамматики родного языка. Среди городского чиновничьего общества И. Куратов прослыл опасным вольнодумцем. Независимый характер поэта, близость к простому народу, дружба с политически неблагонадежными людьми, его резкие эпиграммы вызывают неудовольствие властей, к нему настороженно и враждебно начинают относиться чиновники полицейского управления. Создаётся обстановка, совершенно невыносимая для молодого поэта, и он в октябре 1865 года навсегда покидает Усть-Сысольск. Творчество Куратова продолжалось в Средней Азии. В этот период, длившийся девять лет, И. А. Куратовым были созданы самые зрелые, насыщенные глубоким философским содержанием произведения. Тема жизни трудящихся оставалась в центре внимания поэта. Находясь вдали от родных мест, он по-прежнему остро чувствует горести и страдания своего коми народа. Умер И. А. Куратов в Верном (ныне г. Алма-Ата) 17 ноября 1875 года от чахотки. Литературное наследство И. А. Куратова, которое дошло до нас, свидетельствует о богатстве и многогранности его творчества. Он был видным участником создания новой демократической культуры, основы которой закладывались великими русскими революционными просветителями. Взгляды его эволюционировали от просветительского демократизма к революционному демократизму. В лице коми поэта зарождалось новое, прогрессивное направление в развитии коми культуры. Другим ярким представителем коми народа, одним из основоположников коми языковедческой науки был Георгий Степанович Лыткин. Родился он 25 мая 1835 года в Усть-Сысольске в богатой купеческой семье, впоследствии разорившейся. Окончил Усть-Сысольское уездное училище, Вологодскую гимназию и факультет восточных языков Петербургского университета. В начале 60-х годов Г. С. Лыткин общался с передовой демократической интеллигенцией. С 1871 года Г. С. Лыткин до самой смерти (22 марта 1907 года) был преподавателем географии и истории шестой гимназии Петербурга и вёл большую научно-исследовательскую работу: составил «Географические таблицы», а также учебник общей географии, выдержавший три издания. Однако основной научной работой этого учёного были исследования по филологии пермских (коми и удмуртского) и калмыцкого языков. Одна из главных заслуг Г. С. Лыткина — окончательное установление фонемного состава коми языка, создание грамматики на родном языке и составление первого сравнительно-сопоставительного словаря пермских языков, выявление и расшифровка образцов письменности, созданной Стефаном Пермским в 70-е годы XIV века. Все это опубликовано в его книге «Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык» (Спб, 1889). Этот труд дал не только нормативную грамматику и словарь, но и представил значительное количество литературно обработанных образцов коми текстов. Для культурной жизни Усть-Сысольска практическое и познавательное значение имели труды местных преподавателей М. И. Михайлова, Е. В. Кичина, В. Кичина и земских деятелей К. А. Попова, И. Попова, А. Држевецкого и других. В них можно найти ценные, интересные сведения по географии и экономике Коми края, по истории коми народа, подробные описания быта и семейных отношений, нравов и обычаев, промыслов и других видов занятий коми крестьянства. Правда, большинство этих работ носит чисто описательный характер. * * * Реформы 60—70-х годов XIX века, несмотря на свою ограниченность, имели прогрессивный характер. Земство и городское самоуправление приложили некоторые усилия к развитию местного хозяйства, народного образования, медицины. Рос бюджет города, однако расходы в большей части шли на содержание полиции, причём эти ассигнования из года в год увеличивались. Расходы же на благоустройство города, особенно на санитарное обслуживание, росли крайне медленно. Поэтому городское хозяйство всё более отставало от насущных потребностей населения. Во второй половине XIX века произошли заметные изменения в торгово-промышленной и культурной жизни Усть-Сысольска. Но реакционная политика царского правительства ущемляла национальные интересы коми народа, сводила на нет начинания передовой общественности, продолжая держать в темноте трудящиеся массы.